Почему связь между процентными ставками и движением валют больше не существует?
Сколько бы не старались центральные банки опустить ставки глубже на отрицательную территорию, их валюты от этого не слабеют. Почему так происходит?
С момента появления центральных банков одним из железных правил финансирования была зависимость уровня ставки и стоимости валюты. Чем ниже процентная ставка, тем слабее валюта. Об этом расскажут в любой книжке по классической экономической теории.С 2009 г. многие центробанки активно снижали ставки, чтобы помочь экономике дешевыми деньгами, а также снизить стоимость своей валюты, тем самым подстегнув экспорт.Стоит сказать, что ЦБ до сих пор снижают ставки, иногда даже до отрицательных значений. Однако все изменилось, и, как отмечают в Bank of America, процентные ставки больше не влияют на курс валют G10.
Скользящая 12-месячная корреляция теперь равна практически нулю.
Прежде чем углубиться в детали этого наблюдения, стоит отметить воздействие отрицательных ставок на экономику.
Как резюмирует Афанасиос Вамвакидис из BofA, отрицательные ставки являются своего рода формой финансовых репрессий. Центральный банк, по сути, наказывает банки, которые не предоставляют достаточно кредитов. Но у банков есть определенные правила, которые не позволяют быть слишком агрессивными на рынке кредитования.
Если сначала спрос будет слабым, например из-за торговой войны и высокой политической неопределенности в других регионах, отрицательные ставки могут ухудшить ситуацию, еще больше снизив доходность банков.Даже если банки выдают кредит под давлением, качество такого кредита может оказаться сомнительным, устраняется рыночная дисциплина, и это поставит под угрозу портфель банков в долгосрочной перспективе и приведет к снижению потенциального роста экономики в целом.Как показал последний саммит МВФ, отрицательные ставки являются огромным негативом для вкладчиков, людей с низкими доходами и инвесторов.Большинство центральных банков признали наличие таких проблем, а также риски со стороны слишком длительного сохранения отрицательных ставок.
Но в ответ они обычно отмечают, что это временная мера. Конечно, через пять лет после того, как ЕЦБ опустил ставки ниже нуля, он продолжил снижать их, тем самым, по сути, издеваясь над формулировкой «временная мера».Весомым аргументов в пользу отрицательных ставок был бы факт того, что такие меры помогли ослабить валюту, что в свою очередь повысило инфляцию и помогло экономике.Атанасиос Вамвакидис отмечает, что он больше не верит этому аргументу. Причина настолько проста и интуитивно понятна, что неудивительно, почему ни один экономист не понял этого раньше: «Когда многие центральные банки имеют отрицательные процентные ставки, они просто компенсируют друг друга в гонке на дно, оставляя свои валюты в целом неизменными».Вамвакидис обращает внимание, что осенью этого года произошли два ключевых события, которые заставляют его поверить, что у ЦБ появилась прекрасная возможность избавиться от отрицательных ставок, не заботясь об укреплении валюты.
Во-первых, ЕЦБ в сентябре сократил депозитную ставку еще глубже в отрицательную зону, но евро не отреагировал (график 1).
Если так, то зачем снижать ставки?
Zerohedge
Во-вторых, «Риксбанк» на своем октябрьском заседании дал понять, что хочет вернуть ставки к нулю, несмотря на слабые данные. Главная причина — опасения по поводу негативных побочных эффектов. Вместе с тем, ЦБ дал понять, что намерен держать нулевые ставки длительный период времени. Как мы видим, валюта почти не отреагировала на это заявление (график 2).
Как показано на графиках выше, в обоих случаях валюты резко ослабли после введения центробанками отрицательных ставок и остаются на таких низких уровнях. Однако теперь ясно, что отрицательные ставки (и возвращение их к нулю) больше не влияют на валюту, по крайней мере не в той степени, в которой они были введены.
Источник: https://www.vestifinance.ru